OMAGAZINE

Life Style

Жизнь во всех ее красках

Art

Как на качелях

Как на качелях

Итальянский кинематограф до сих пор пытается выйти из кризиса, в котором он пребывает уже почти полвека.

Что первое приходит на ум при упоминании кинематографа какой-либо страны? Америка — бесконечные боевики с неубиваемыми главными героями, Франция — дурочковатый Ришар и одутловатый Депардье, смешащие своими нелепыми похождениями, Бразилия и Мексика — словно два сиамских близнеца, тянущих каждый одеяло на себя, уже полвека спорят, чей сериал окажется «сопливей», Россия… Трудно рассуждать о кинематографе страны, где есть тысячи людей, называющих себя актёрами, но нет кино. Италия — вот тут как раз наоборот — десяток культовых артистов и режиссёров сделали фильмы этой страны узнаваемыми во всём мире.

 Впрочем, если попытаться составить своеобразную карту итальянского кино, то выяснится, что кинематограф этой страны не так развит, как может показаться тем, кто хоть раз видел фильмы с характерными фамилиями в титрах и его развитие, словно маятник, идёт то вверх, то вниз.

Кадр из кинофильма «Шуша», режиссёр Витторио Де Сика, 1942 год.
Кадр из кинофильма «Шуша», режиссёр Витторио Де Сика, 1942 год.

И главная беда итальянцев вовсе не в отсутствии талантов — тут с этим как раз порядок. Тормозили развитие этого, вне сомнения, самобытного и узнаваемого направления… политики. Трудно сейчас сказать, почему именно, но руководство этой страны во все времена старалось контролировать практически все отрасли человеческой деятельности — будь то частная промышленность, образование, и тот же кинематограф.

Первые ростки своего кино пробились в Италии, как и во всей Европе — на стыке XIX и XX веков, когда мир впервые смог увидеть на экране движущиеся картинки. И поначалу всё шло как нельзя лучше — уже к 1910 году, благодаря созданию исторических и комедийных картин, критики стали ставить итальянское кино в один ряд с американским, где процесс влияния на общество «важнейшего из всех искусств» осознали, пожалуй, раньше всех. Однако Первая Мировая война, а также цензура самого итальянского государства по отношению к собственному кинематографу и непропорционально большие налоги в кинопромышленности, стали причиной резкого спада, как производства фильмов, так и их проката, что привело к сокращению съемок оригинального итальянского кино в десять раз! Естественно, свято место пусто не бывает, и многочисленные кинотеатры, построенные в стране в первую треть прошлого века, надолго заполонили американские не слишком высокоинтеллектуальные, но в то же время, хорошо принимаемые итальянцами, не имевшими на тот момент другого развлечения, кроме, собственно, кинематографа, фильмы.

 

«С легкой руки могущественного продюсера Дино де Лаурентиса пошла всемирная мода на итальянских актрис: Софи Лорен, Джину Лоллобриджиду, Клаудию Кардинале.»

 

Смена власти в Италии на режим Муссолини тоже не дала ничего хорошего национальному кинематографу. И хоть новые власти противились и даже запрещали иностранные фильмы в своей стране, на увеличении производства непосредственно итальянских лент это мало отражалось. И причиной была всё та же банальная политика, вынуждавшая кинематографистов работать для пропаганды, и не искусства. Лишь относительно нейтральные любовные и комедийные фильмы, изредка появлявшиеся в прокате, говорили о том, что итальянский кинематограф ещё подаёт признаки жизни.

Окончание Второй Мировой и падение фашизма дали, наконец, глоток свежего воздуха режиссёрам, истосковавшимся по возможности снимать что-то по-настоящему стоящее. Период последующих тридцати лет, вошедший в историю как «итальянский неореализм», можно считать настоящей золотой эрой итальянского кино. Во всей своей красе и таланте развернулись Федерико Феллини, Роберто Росселини, Лукино Висконти, Витторио Де Сика, Микеланджело Антониони, Марио Моничелли, а, благодаря усилиям Дино Де Лаурентиса, Италия вообще превратилась в крупнейшую в Европе съёмочную площадку. Засияли и звёзды, остающихся и по сей день во всём мире культовыми, актёров Марчелло Мастрояни, Уго Тоньяцци, Софи Лорен, Джинны Лоллобриджиды, Филиппа Нуаре. Как результат — десятки самых престижных кинонаград, которые получают за свои работы мастера экрана.

Кадр из кинофильма «Амаркорд», режиссёр  Федерико Феллини, 1975 год.
Кадр из кинофильма «Амаркорд», режиссёр Федерико Феллини, 1975 год.

Предпринимаются и попыт­ки съёмок нетипичных для италь­янского кинематографа боевиков, вестернов и даже фильмов ужасов, однако в сознании, как самих итальянцев, так и поклонников кино во всём мире, фильмы производства Италии — это, прежде всего, искромётные комедии и душещипательные мелодрамы, коими так обогатили мировую фильмотеку талантливые создатели «Развода по-итальянски», «Последнего танго в Париже», «Восьми с половиной» и ещё многих и многих кинокартин, которые и по сей день остаются любимыми миллионами.

Печально, но этот относительно небольшой промежуток времени, который принято называть «Золотым веком» итальянского кино, по сути, уже довольно давно благополучно подошёл к своему завершению. Начиная примерно с 70-х годов, кинематограф Италии погрузился в довольно унылый кризис, из которого не может выбраться и по сей день. Относительные успехи в виде периодически появляющихся «Оскаров» не могут подсластить весьма нерадостную картину последнего полувека. Причин тут много — всё та же политика, по причине которой государство закрыло в стране почти половину всех кинотеатров, отсутствие финансовой поддержки и заинтересованности со стороны той же власти, а то и открытые угрозы в адрес кинематографистов со стороны власть предержащих за их, порой, слишком откровенные обличения государственных и политических проблем, агрессивный маркетинг, прежде всего, американских кинопромышленников, как и сто лет назад, выдавливающие итальянские фильмы с итальянских же экранов.

 

«Бенито Муссолини принадлежит и идея создания Венецианского кинофестиваля — старейшего международного кинофестиваля в мире.»

 

Нет, не надо думать, что качественные фильмы в Италии перестали снимать — они есть, но их тематика, зачастую, уже не такая, к какой привыкли зрители и какую ждут сегодня от наследников поколения неореализма. Многие талантливые актёры и режиссёры всё чаще участвуют в совместных с зарубежными странами проектах, снимаемых на иностранные же деньги, благодаря чему теряется сама концепция итальянского кино. Всё то же телевидение заставляет перспективных актёров уходить в различного рода телепроекты в ущерб большому экрану.

Одним словом, славное наследие прошлого — это и всё, чем на сегодняшний день может гордиться итальянский кинематограф. Остаётся лишь надеяться, что ренессанс самобытной школы итальянского кино ещё впереди, и на смену ушедшему поколению великих режиссёров придут новые, которые смогут вернуть своей стране то достойное место, которое она заслуживает по праву.


Итальянские фильмы, обладатели премии «Оскар»

 

1942 — «Шуша». Режиссёр Витторио Де Сика

1950 — «Похитители велосипедов». Режиссёр Витторио Де Сика

1956 — «Дорога». Режиссёр Федерико Феллини

1957 — «Ночи Кабирии». Режиссёр Федерико Феллини

1964 — «Восемь с половиной». Режиссёр Федерико Феллини

1965 — «Вчера, сегодня, завтра». Режиссёр Витторио Де Сика

1971 — «Следствие по делу гражданина вне всяких подозрений». Режиссёр Элио Петри

1972 — «Сад Финци-Контини». Режиссёр Витторио Де Сика

1975 — «Амаркорд». Режиссёр Федерико Феллини

1987 — «Последний император». Режиссёр Бернардо Бертолуччи

1990 — «Новый кинотеатр "Парадизо"». Режиссёр Джузеппе Торнаторе

1992 — «Средиземное море». Режиссёр Габриэле Сальваторес

1999 — «Жизнь прекрасна». Режиссёр Роберто Бениньи

2013 — «Великая красота». Режиссёр Паоло Соррентино

 

Design

70 тысяч квадратов моды

70 тысяч квадратов моды

Крупнейший department store в Европе, коллекции более двух тысяч брендов, свыше 70 тысяч квадратных метров площади. Это все — ЦУМ.

Далее...

Конец империи

Конец империи

История крупных мировых держав мало чем отличается друг от друга. Практически все они имеют одинаковые предпосылки для становления своего могущества, те же самые предпосылки служат и крахом империй.

Далее...

В синем море, в белой пене

В синем море, в белой пене

Многотысячелетняя история покорения человеком морей и океанов имеет под собой и не менее длинную тёмную сторону катастроф на воде.

За многие столетия, ещё задолго до того, как человек покорил небо или получил возможность быстро передвигаться по асфальтовым шоссе или железнодорожным путям, он освоил водную стихию. Что, впрочем, не удивительно — пара связанных между собой брёвен позволяли, пусть медленно, но без прочих особых приспособлений передвигаться на весьма солидные расстояния.

Далее...

History

70 тысяч квадратов моды

70 тысяч квадратов моды

Крупнейший department store в Европе, коллекции более двух тысяч брендов, свыше 70 тысяч квадратных метров площади. Это все — ЦУМ.

Далее...

Конец империи

Конец империи

История крупных мировых держав мало чем отличается друг от друга. Практически все они имеют одинаковые предпосылки для становления своего могущества, те же самые предпосылки служат и крахом империй.

Далее...

В синем море, в белой пене

В синем море, в белой пене

Многотысячелетняя история покорения человеком морей и океанов имеет под собой и не менее длинную тёмную сторону катастроф на воде.

За многие столетия, ещё задолго до того, как человек покорил небо или получил возможность быстро передвигаться по асфальтовым шоссе или железнодорожным путям, он освоил водную стихию. Что, впрочем, не удивительно — пара связанных между собой брёвен позволяли, пусть медленно, но без прочих особых приспособлений передвигаться на весьма солидные расстояния.

Далее...

Cinema

Однажды в Стокгольме

Однажды в Стокгольме

Премьера в России: 14 марта 2019 г.

Далее...

Стертая личность

Стертая личность

Премьера в России: 21 марта 2019 г.

Далее...

Series

Сирена

Сирена

Премьера в России: 29 марта 2018 г.

Далее...

Мгла

Мгла

Бессмертный Кинг — снова на экране.

Далее...

Books

Токийский Зодиак

Токийский Зодиак

Япония, 1936 год. Эксцентричный художник, проживавший вместе с шестью дочерьми, падчерицами и племянницами, был найден мертвым в комнате, запертой изнутри. Его дневники, посвященные алхимии и астрологии, содержали подробный план убийства каждой из них. Лишить жизни нескольких, чтобы дать жизнь одной, но совершенной — обладательнице самых сильных качеств всех знаков Зодиака. И вскоре после этого план исполнился: части тел этих женщин находят спрятанными по всей Японии. К 1979 году Токийские убийства по Зодиаку будоражили нацию десятилетиями, но так и не были раскрыты. Предсказатель судьбы, астролог и великий детектив Киёси Митараи и его друг-иллюстратор должны за одну неделю разгадать тайну этого невозможного преступления. У вас есть все необходимые ключи, но сможете ли вы найти отгадку прежде, чем это сделают они? Роман Содзи относится к категории must read для каждого уважающего себя японофила — он буквально пропитан интересной информацией об истории, культуре и географии Японии предвоенного периода.

Далее...

Меня зовут Бёрди

Меня зовут Бёрди

Андеграундный гитарист Паоло вынужден совмещать занятие музыкой с работой частного сыщика. Он должен наблюдать за необычной и очень притягательной девушкой из богатой и известной семьи, которая почему-то разорвала все отношения с близкими и сбежала жить к сквотерам. У Паоло предчувствие, что девушка влипла в крупные неприятности и ей грозит опасность.

Далее...

Лучшее

Выше облаков

Выше облаков

Человек всегда стремился ввысь. А, поскольку, летать он не умел, то предпринимал попытки дотянуться до небес более прозаичным способом — посредством строительства различных сооружений.

Информация о попытках возведения высотных объектов доходит до нас из многих источников. Например, известная всем Лексингтон-авеню, попытки создания которой указываются в самой Библии, имела вполне реальную высоту — порядка 90 метров, но не была уникальна даже для того времени. В период, описываемый в Священной книге, то есть порядка 4 тысяч лет назад, в Месопотамии, где, собственно, и располагался Вавилон, строительство высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами, было довольно распространено. Их высота примерно соответствовала Вавилонской башне, и более того, некоторые из них существуют до сих пор, являясь ценнейшими памятниками истории и архитектуры.

Подробнее...

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

С тем, что чуткость к партнёру во время близости первостепенна, пожалуй, не станет спорить никто.

И чуткость эта — не только в ласках и прикосновениях, но и в словах. Как часто, не аккуратно брошенная фраза может перечеркнуть даже многолетние, устоявшиеся отношения, а про те связи, которые ещё не прошли испытания временем, и говорить не стоит.

Подробнее...

Женщина-детектив

Женщина-детектив

Дама Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, известная по фамилии мужа как Агата Кристи относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы.

Сейчас это кажется невероятным, но карьера в литературном жанре знаменитой на весь мир писательницы могла так и не состояться и мы не удостоились бы чести прочесть столь удивительные и интригующие произведения. Ведь первый роман Кристи, «Таинственное происшествие в Стайлз», опубликовали лишь в седьмом по счету издательстве, куда обратилась Агата — рукопись напечатали тиражом всего 2000 экземпляров, за что начинающая писательница получила 25 фунтов стерлингов гонорара.

Подробнее...

Модная Африка

Модная Африка

Современный российский путешественник, так привыкший к европейскому комфорту и сервису, порой задумывается о столкновении с совершенно иной цивилизацией.

Европа за последние четверть века порядком наскучила нашим туристам, Американский континент, не говоря уже об Австралийском, далеко, довольно однообразная Юго-Восточная Азия пройдена вдоль и поперек.

Подробнее...

© 2016–2018 O Magazine Russia. Все права защищены. 16+