OMAGAZINE

Life Style

Жизнь во всех ее красках

Art

Свободный авангард Уорхола

Свободный авангард Уорхола

Для каждого человека само слово «свобода» и представление об уровне этой свободы, будь то свобода собственная или свобода всей страны — сугубо личное понятие.

Для одних свобода понятие выражается в возможности самовыразиться, другим же этого мало, и они толкуют понятие о свободе как вседозволенность, порой граничащую с беспределом...

Так уж сложилось, что в числе наиболее свободных личностей, по крайней мере, сами себя считавшие таковыми, были, в основном, представители культуры и искусства. Что, впрочем, и не удивительно. Любой талантливый режиссер, художник, писатель или поэт в состоянии выразить то, что он хочет донести до своего зрителя или читателя иносказательно, либо двусмысленно, обойдя рамки цензуры, незримо присутствующей даже в обществах, считающих себя по-настоящему свободными. Либо так, как это делал один из самых противоречивых и скандальных мастеров второй половины XX столетия, создатель направления, которое сейчас принято называть «поп-культурой», Энди Уорхол.

Ему с детства была предопределена судьба неординарной личности, которой было суждено оставить свой яркий след в истории искусства. Родившийся в семье эмигрантов из Словакии, робкий и застенчивый от природы Энди Уорхол не был популярен среди сверстников, скорее даже — он был изгоем. А серьезная болезнь, приковавшая его надолго к постели еще в третьем классе, родила в нем ряд комплексов, и он до конца своей жизни так и не преодолел своего детского страха перед врачами и больницами, а мнительность, причем мнительность ожидания чего-то плохого, преследовала его постоянно. Но, возможно, именно «благодаря» этой болезни,американская культура получит впоследствии в его лице гениального художника, продюсера, дизайнера, писателя, коллекционера, кинорежиссера, издателя журналов, а целом — культовую фигуру, знаковую персону в истории всего поп-арт-движения и современного искусства, создателя творений, которые сегодня определяются понятием «коммерческий поп-арт».

 

«Своего рода как знак судьбы воспринял Уорхол покушение на себя, которое совершила одна из бывших его актрис, воинствующая феминистка незадолго до 40-летия Энди.»

 

Именно это детское вынужденное одиночество, которое, дабы не угнетало мальчика слишком сильно, он стал считать за выражение определенной свободы — в данном случае — от окружающих, подвигло его к увлечению рисованием. Он начинает собирать фотографии знаменитостей, а из газетных вырезок создает свои первые коллажи. Трагическая судьба отца, погибшего в шахте, когда Энди было 13 лет, навсегда закрепила в нем убежденность в невозможности для себя неблагодарной тяжелой работы. Он полностью концентрируется на рисовании, мечтая прославиться и зарабатывать исключительно искусством. Несмотря на то, что первоначально Уорхол — так он переиначил свою фамилию на американский лад — собирался получить художественное образование в Питтсбургском Университете, судьба распорядилась по-другому, и юное дарование поступает в Технологический институт Карнеги, решив сделать карьеру коммерческого иллюстратора. Но, несмотря на то, что в учебе он успевал хорошо, иные, чем у окружавших его преподавателей и сокурсников, представления о свободе в творчестве, не позволяли ему находить общий язык с кем-либо.

Первый успех к молодому художнику пришел в 1950 году в Нью-Йорке, куда он перебрался после окончания института, благодаря удачному оформлению рекламы обувной компании «И. Миллер», на рекламных плакатах которой им была изображена в эксцентричной манере нарисованная чернилами обувь со специально сделанными кляксами. Чуть позже Уорхол стал иллюстратором самоучителя испанского языка Маргариты Мадригаль, положив начало серии её многократно переиздававшихся бестселлеров-самоучителей. А дизайн для банок всемирно известного бренда «Кока-кола» принес ему огромную известность как художника с неординарным видением искусства.

Энди Уорхол

Уверенность все больше приходила к не желавшему однообразной, пусть даже и высокооплачиваемой работы — а к концу 50-х он становится одним из самых богатых людей Америки в области искусства — Энди. Он начинает создавать полностью не соответствовавшие ни духу времени, ни какому-либо из уже существующих направлений в искусстве произведения. Уорхол бросает дизайн и становится самым радикальным некоммерческим авангардистом и кинорежиссером. Его студия, которую он назвал очень просто, но вместе с тем, претенциозно — «Фабрика» — становится настоящим домом для его многочисленных соратников и друзей, таких же «сумасшедших», как и он сам. Здесь он, можно сказать, ставит на поток создание, как по полагал, шедевров современного искусства. Например, настоящий фурор и одновременно непонимание общественности произвела его выставка арт-обектов, на которой были представлены лишь упаковки от кетчупа и стирального порошка. Но именно эти смелые эксперименты полностью освобождали Уорхола от влияния общества. Он намеренно шел на подобные провокации, зная, что будет отвергнут абсолютным большинством. Ему хотелось делать то, что хотелось делать именно ему, а не то, что ждала увидеть публика, и только в этом он видел проявление своей свободы — как творческой, так и человеческой. Ведь только по-настоящему свободный человек способен создать что-то экстраординарное, то, что впоследствии впишет его имя золотыми буквами в историю человечества.

 

«В 1985 году Энди Уорхол создал в технике шелкографии картину, на которой была изображена кукла Барби.»

 

В самой же студии царила обстановка абсолютной вседозволенности, проводились бесконечные вечеринки, да и само помещение и атмосфера в нем уже мало представляло из себя мастерскую художника. И «Фабрика», и её хозяин стали постоянно фигурировать в репортажах светской хроники в газетах и журналах. Такая слава вполне устраивала Уорхола, и он решает создать собственный проект — журнал «Интервью», основной «фишкой» которого стало то, что знаменитости брали интервью у знаменитостей. Теперь его окружают исключительно люди высшей богемы — Элизабет Тейлор, Уоррен Битти, Джек Николсон, Рудольф Нуриев, Михаил Барышников,ЛайзаМинелли, Джекки Онассис и многие другие.

В это же время он становится продюсером альтернативной рок-группы The VelvetUnderground. Своеобразны были и представления Уорхола о кинематографе. Считая художественное кино слишком наигранным, он попытался создать свое, новое направление в этом виде искусства, которое, выражаясь современным языком, «в режиме реального времени» наблюдало бы за человеком, находящимся в свободной, непринужденной обстановке.

Его почти 500-минутные ролики кинопроб, множество короткометражных и порядка 150 полнометражных фильмов, большинство из которых, правда, так и не были показаны на больших экранах, посвящены именно этому. Тем не менее, два фильма все же можно назвать знаковыми в творчестве Энди Уорхола. Пятичасовая черно-белая съемка спящего американского поэта Джона Джиорно, получившая незатейливое название «Спи», была представлена в 1964 году, и на ее премьеру пришло… всего девять зрителей, некоторые из которых не смогли даже досидеть до конца сеанса. Вторая лента — восьмичасовой фильм «Эмпайр» — на которой в ночи заснят знаменитый нью-йоркский небоскрёб Эмпайр Стейт Билдинг — и вовсе таила в себе загадку практически до самого конца — когда в отражении открытого окна, где стояла кинокамера, появился сам Уорхол.

На первый взгляд все  32 банки супа «Кэмпбелл» выглядят одинаково, но если посмотреть внимательнее, можно понять, что через несколько изображений  дизайн этикетки меняется.
На первый взгляд все 32 банки супа «Кэмпбелл» выглядят одинаково, но если посмотреть внимательнее, можно понять, что через несколько изображений дизайн этикетки меняется.

Своего рода как знак судьбы воспринял Уорхол покушение на себя, которое совершила одна из бывших его актрис, воинствующая феминистка незадолго до 40-летия Энди. Чудом оставшись в живых, он не прекращает свои творческие эксперименты, но все больше места уделяет в них теме насильственной смерти, страх перед которой пополнил список его фобий. «Я всегда хотел, чтобы на моем могильном камне ничего не было написано. Ни эпитафии, ни фамилии. Ну ладно — в общем-то, я хотел бы, чтобы там было написано "фикция"» — скажет он через год. Он даже предложил создать лучевую машину, в которой человек бы в определенный срок просто бесследно бы исчезал, дабы не добавлять близким излишних хлопот, связанных с погребением.

Тем не менее, оправившись после тяжелого ранения, Уорхол прожил без малого двадцать лет, но его эксперименты уже не были столь дерзкими, как ранее. Основное время он стал посвящать светским тусовкам, раутам, ужинам, коктейлям, стараясь не пропустить ни одного мероприятия. Он стал тяготиться одиночеством, которое так прельщало его в юности и означало для него полную свободу. Теперь он находил особое наслаждение в том, чтобы оставаться свободным даже в многолюдном окружении.

Интересные факты об Энди Уорхоле

 
  • В одном из фильмов Энди Уорхола снимался Сальвадор Дали.
  • В 1960-х годах Уорхол был менеджером и продюсером первой альтернативной рок-группы.
  • Энди Уорхол создал журнал Interview, чтобы ходить на кинопремьеры.
  • Уорхол купил наброски еще неизвестного художника Жана-Мишеля Баскии за несколько долларов, когда тот просто подошел к нему в кафе и показал их.
  • В 1963 году Энди купил на Манхэттене здание, переоборудовав его в мастерскую. В этом скандальном месте, которое получило название «Фабрика», Уорхол разрушил устоявшееся понятие о художественной студии, как об уединенном месте творца. В мастерской царила атмосфера вседозволенности.


  • «Авария серебристой машины (двойная катастрофа)», 1963 г.
    «Авария серебристой машины (двойная катастрофа)», 1963 г.

    Цена продажи — 105,4 млн долларов.

    Год продажи — 2013 г.

    Работа Уорхола из знаменитой серии 1963 года «Смерть и катастрофы» была продана на аукционе Sotheby's в ноябре 2013-го.

  • «Восемь Элвисов», 1963 г.
    «Восемь Элвисов», 1963 г.

    Цена продажи — 100 млн долларов.

    Год продажи — 2008 г.

    Произведение Уорхола «Восемь Элвисов» было продано в частную коллекцию в октябре 2008 года.

  • «Бирюзовая Мэрилин», 1964 г.
    «Бирюзовая Мэрилин», 1964 г.

    Цена продажи — 80 млн долларов.

    Год продажи — 2007 г.

    Портрет Мерилин Монро был приобретен коллекционером Стивеном Коэном.

  • «Авария зеленой машины (Горящая зеленая машина 1)», 1963 г.
    «Авария зеленой машины (Горящая зеленая машина 1)», 1963 г.

    Цена продажи — 71,7 млн долларов.

    Год продажи — 2007 г.

    В мае 2007-го года картина была продана Филиппу Ниаркосу, сыну греческого судовладельца Ставроса Ниаркоса на аукционе Christie's.

  • «Мужчины в ее жизни», 1962 г.
    «Мужчины в ее жизни», 1962 г.

    Цена продажи — 63,4 млн долларов.

    Год продажи — 2010 г.

    Черно-белое изображение Элизабет Тейлор с ее третьим мужем Майком Тоддом и будущим мужем Эдди Фишером было продано анонимному покупателю на нью-йоркском аукционе Phillips de Pury and Co.

  • «Кока-Кола», 1961-1962 г.г.
    «Кока-Кола», 1961-1962 г.г.

    Цена продажи — 57,2 млн долларов.

    Год продажи — 2013 г.

    Работа продана на аукционе Christie's в ноябре 2013 года.

  • «Двести однодолларовых купюр», 1962 г.
    «Двести однодолларовых купюр», 1962 г.

    Цена продажи — 43,8 млн долларов.

    Год продажи — 2009 г.

    Картина была продана на аукционе Sotheby's покупателю, который пожелал остаться анонимным. Предыдущим владельцем был лондонский коллекционер Полин Карпидас, который приобрел работу в 1986-м году за $ 385 тыс. долларов.

  • «Статуя Свободы», 1962 г.
    «Статуя Свободы», 1962 г.

    Цена продажи — 43,7 млн долларов.

    Год продажи — 2012 г.

    Большая шелкография с изображением Статуи Свободы была продана на аукционе Christie's в ноябре 2012 года.

  • «Автопортрет», 1986 г.
    «Автопортрет», 1986 г.

    Цена продажи — 32,5 млн долларов.

    Год продажи — 2010 г.

    В мае 2010-го года автопортрет Энди Уорхола, написанный в 1986-м году, за год до его смерти, был продан на аукционе Sotheby's.

Вернуться к выбору

 

Cinema

ШЕДЕВР ДОМИАНИ

ШЕДЕВР ДОМИАНИ

Есть фильмы, оставляющие свой след в сердце конкретного человека. Но есть и фильмы, оставляющие след в сердцах целого поколения.

Далее...

Пчёлка Майя и Кубок мёда

Пчёлка Майя и Кубок мёда

Премьера в России: 17 мая 2018 г.

Далее...

Series

Сирена

Сирена

Премьера в России: 29 марта 2018 г.

Далее...

Мгла

Мгла

Бессмертный Кинг — снова на экране.

Далее...

Лучшее

Выше облаков

Выше облаков

Человек всегда стремился ввысь. А, поскольку, летать он не умел, то предпринимал попытки дотянуться до небес более прозаичным способом — посредством строительства различных сооружений.

Информация о попытках возведения высотных объектов доходит до нас из многих источников. Например, известная всем Лексингтон-авеню, попытки создания которой указываются в самой Библии, имела вполне реальную высоту — порядка 90 метров, но не была уникальна даже для того времени. В период, описываемый в Священной книге, то есть порядка 4 тысяч лет назад, в Месопотамии, где, собственно, и располагался Вавилон, строительство высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами, было довольно распространено. Их высота примерно соответствовала Вавилонской башне, и более того, некоторые из них существуют до сих пор, являясь ценнейшими памятниками истории и архитектуры.

Подробнее...

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

С тем, что чуткость к партнёру во время близости первостепенна, пожалуй, не станет спорить никто.

И чуткость эта — не только в ласках и прикосновениях, но и в словах. Как часто, не аккуратно брошенная фраза может перечеркнуть даже многолетние, устоявшиеся отношения, а про те связи, которые ещё не прошли испытания временем, и говорить не стоит.

Подробнее...

Женщина-детектив

Женщина-детектив

Дама Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, известная по фамилии мужа как Агата Кристи относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы.

Сейчас это кажется невероятным, но карьера в литературном жанре знаменитой на весь мир писательницы могла так и не состояться и мы не удостоились бы чести прочесть столь удивительные и интригующие произведения. Ведь первый роман Кристи, «Таинственное происшествие в Стайлз», опубликовали лишь в седьмом по счету издательстве, куда обратилась Агата — рукопись напечатали тиражом всего 2000 экземпляров, за что начинающая писательница получила 25 фунтов стерлингов гонорара.

Подробнее...

Модная Африка

Модная Африка

Современный российский путешественник, так привыкший к европейскому комфорту и сервису, порой задумывается о столкновении с совершенно иной цивилизацией.

Европа за последние четверть века порядком наскучила нашим туристам, Американский континент, не говоря уже об Австралийском, далеко, довольно однообразная Юго-Восточная Азия пройдена вдоль и поперек.

Подробнее...

© 2016–2018 O Magazine Russia. Все права защищены. 16+