OMAGAZINE

Design

Окунись в мир дизайна и архитектуры всего мира

Design

Мраморная комната. Ковер — копия с картины Говарда Хелсена (1925 г), только в иной цветовой гамме.

Стиль на века

Ар-деко неуловим: его трудно описать, но его ни с чем не спутаешь. Он пришел ненадолго, но остался навсегда

Произведения ар-деко — здания, мебель, ювелирные украшения — принадлежат к одному из самых изысканных и привлекательных стилей искусства ХХ века. Он передает особое настроение и образ жизни, появившиеся на Западе после шока Первой мировой войны и русской революции.

Датой его рождения считается 1925 год, когда в Париже прошла грандиозная Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. Одним из условий участия в выставке был пункт, согласно которому экспонаты должны были олицетворять воплощение нового в искусстве и не иметь никакой связи с распространенными ранее стилями. Организаторы хотели привлечь внимание, восстановить образ Франции как законодателя моды и стиля, главного источника предметов роскоши. Основным посылом был призыв выпускать оригинальные вещи, создать концепцию, соответствующую растущей индустриализации. Однако, несмотря на это, многие из экспонатов представляли собой плоды творчества, ориентированного так или иначе на существующие представления, переиначенное прошлое, привычные формы в новом свете.

 

«Стиль ар-деко многогранен и богат, он сочетает в с ебе строгость и сдержанность гармоничных линий с изяществом оформления и отделки.»

 

Однако ар-деко как направление не был абсолютно новым, он перенял многое от популярного ранее стиля ар-нуво (модерн), и стал его продолжением и развитием в новой плоскости. Также заметно влияние на ар-деко кубизма и конструктивизма, с их геометричностью, гранеными формами и большими плоскостями, восточных мотивов и древнеегипетского искусства, нашедших свое отражение в отделке и оформлении интерьеров. Экзотические узоры, яркие цвета, статуи и изображения женщин, при этом часто удивляющих своей несвойственной женскому телу мускулатурой, запечатленных в изогнутых позах — являются наследием колоритного Востока. Сменяя стилистическую плавность природных линий классики, ар-деко принес строгость форм, выраженную конструктивную функциональность, четкие широкие кривые, большие площади остекления и сдержанность в фасадном декоре. Однако в то же время в отделке применялись редкие необычные материалы, такие как слоновая кость, ценные породы дерева (например, черная эбеновая древесина), кожа экзотических животных, стекло, металлы (алюминий, нержавеющая сталь), эмаль. Отличительной чертой ар-деко стало стремление к образу современной роскоши, внешней дороговизне и шику, предназначенной для «среднего класса». В отличие от своей современницы, строгой и функциональной архитектуры авангарда, деко не строил новый и справедливый мир будущего. Он давал возможность наслаждаться жизнью здесь и сейчас.

Площадь Рапп, Париж.
Площадь Рапп, Париж.

Развитие новых технологий в строительстве предоставляло архитекторам больше свободы действия. Так, благодаря применению железобетона, больше не было нужды так же как раньше ограничиваться сложностями конструктивных решений несущих опор при проектировании больших внутренних площадей. Теперь стены здания, взяв на себя большую часть нагрузки по поддержанию прочности конструкции, позволяют оставлять больше свободного пространства для планировки интерьера. Внутренние перегородки можно было делать легкими. Проекты стали более ориентированными на функциональность. Так, например, большие открытые поверхности крыш, сменившие покатые склоны традиционных, позволяли устраивать на них небольшие сады.

Очень ярко ар-деко отразился в оформлении гостиниц и ресторанов, салонов круизных лайнеров, мест развлечений публики, к которым хотели привлечь ее внимание. Все было направлено на то, чтобы среди стремительного переосмысления ценностей создать атмосферу благополучия и уверенности, закрепить это в сознании людей. Несколько снобистское отношение к ар-деко у некоторых искусствоведов на Западе связано с тем, что этот стиль процветал в Америке, куда он пришел только к 1928 году, но за короткое время преобразовался в Streamline Moderne — американизированное ответвление ар-деко, ставшее визитной карточкой этого десятилетия, — и доказал, что кое в чем Новый Свет может превзойти «старую» Европу. Коктейли, джаз и ар-деко переносили в Лондон, Париж и Милан ощущение радости жизни, охватившее Америку, не видевшую разрушений и жертв Первой мировой. И хотя Европу вскоре настигли новые политические и военные конфликты, а Америку — Великая депрессия, ар-деко стойко противостоял пессимизму. Его «добило» лишь вступление США во Вторую мировую войну.

 

«Люди, не приемлющие сдержанности классики, часто обращаются к этому стилю, или сочетают его с другими, ведь в ар-деко каждый может найти что-то свое.»

 

Тем не менее, именно Париж оставался центром стиля ар-деко. В мебели его воплощал Жак-Эмиль Рульманн — самый известный из дизайнеров мебели той эпохи и, возможно, последний из классических парижских ébéniste (краснодеревщиков). Кроме того, характерны работы компании «Sue et Mare», ширмы Эйлин Грей, изделия из кованого металла Эдгара Брандта, металла и эмали швейцарца еврейского происхождения Жана Дюнана, а также часы и ювелирные изделия Cartier. Символом ар-деко в декоративно-прикладном искусстве стала скульптура из бронзы и слоновой кости. Вдохновляясь «Русскими сезонами» Дягилева, искусством Египта и Востока, а также технологическими достижениями «века машин», французские и немецкие мастера создали уникальный стиль в малой пластике 1920-х — 1930-х гг., который поднял статус декоративной скульптуры до уровня «высокого искусства». Классическими представителями ар-деко в скульптуре считаются Деметр Чипарус, Поль Филипп (Франция), Фердинанд Прайс, Отто Поэрцель (Германия).

Легендарные дизайнеры — Жак-Эмиль Рульманн, Андре Гру и Поль Ириб — создавали интерьеры, где мебель, аксессуары, росписи объединялись в единое, предельно декоративное » » целое. В Нью-Йорке все то же самое с успехом делал Эли Жак Кан — он оформил вестибюли двух десятков небоскребов. Джозеф Урбан выстроил в стиле деко павильоны на выставке «Век прогресса» в Чикаго. Кстати, именно в США ар-деко получил такую широкую популярность, что стал официальным архитектурным стилем страны, и сейчас только на Манхеттене насчитывается около 150 небоскребов, относящихся к этому стилю. Наиболее ярким примером традиционно считается знаменитый небоскреб «Крайслер Билдинг» (Chrysler Building), построенный по проекту архитектора Уильяма ван-Эллена и открытий для публики 27 мая 1930 года. Это величественное сооружение поражает не только размерами, но и своей элегантностью. Вершину здания украшает 38 метровый шпиль из нержавеющей стали, собранный в стенах уже готового сооружения и поднятый в ноябре 1929 года. Благодаря этому шпилю, разрешение на установку которого архитектор получил в тайне от общественности, «Крайслер Билдинг» стал самым высоким зданием мира. Однако менее чем через год утратил это звание после открытия в Нью-Йорке небоскреба «Эмпайр Стэйт Билдинг» (Empire State Building).

Крайслер Билдинг, горгулья, изображенная в виде орла.
Крайслер Билдинг, горгулья, изображенная в виде орла.

Крыша «Крайслер Билдинг» сделана в виде семи радиальных сводов, оформленных под узор колесных дисков автомобилей «Крайслер» 20-х годов. Наподобие лучей солнца расходится к краям ребристая облицовка, выполненная из нержавеющей стали и прерываемая треугольными » » окнами. Фасад небоскреба украшают скульптуры, расположенные по углам: на уровне 31 этажа — это фигуры, повторяющие эмблему «Крайслера», а 61 этаж украшен горгульями, изображенными в виде орлов. Эти пугающие на первый взгляд фигуры стали своего рода визитной карточкой небоскреба.

Интерьер здания также очень элегантен. Марокканский красный мрамор на стенах и желтый сиенский на полу впечатляют изысканной экзотичной роскошью, сочетаясь с инкрустированными дверями и кабинами лифтов. Отделка из дерева различных пород, таких как филиппинское красное дерево, английский клен, орех, дуб, тиковое дерево, отсылают к индустрии автомобилей той эпохи. Ведь в оформлении салона часто использовались разнообразные деревянные элементы, например, в отделке приборных панелей.

Особое место ар-деко занимает и в архитектуре СССР сталинского периода. Среди станций Московского метрополитена наиболее яркими примерами служат станции «Кропоткинская» (первоначально «Дворец Советов») «Сокол», «Аэропорт», а также станция «Маяковская», спроектированная архитектором Алексеем Николаевичем Душкиным и получившая гран-при на всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Одним из последних крупных проектов, относящихся к стилю ар-деко в СССР, стала первая очередь Ленинградского метрополитена.

В Европе ар-деко постепенно стал исчезать с подъемом массового производства и окончательно отошел с началом Второй мировой войны. Отношение к стилю в те времена сильно изменилось, его стали называть безвкусным, кричащим воплощением поддельной роскоши. Однако вряд ли можно считать справедливым, что в тот или иной период популярными становятся лишь те стили, которые наиболее четко удовлетворяют потребности текущего времени.

 

Art

Как на качелях

Как на качелях

Итальянский кинематограф до сих пор пытается выйти из кризиса, в котором он пребывает уже почти полвека.

Что первое приходит на ум при упоминании кинематографа какой-либо страны? Америка — бесконечные боевики с неубиваемыми главными героями, Франция — дурочковатый Ришар и одутловатый Депардье, смешащие своими нелепыми похождениями, Бразилия и Мексика — словно два сиамских близнеца, тянущих каждый одеяло на себя, уже полвека спорят, чей сериал окажется «сопливей», Россия… Трудно рассуждать о кинематографе страны, где есть тысячи людей, называющих себя актёрами, но нет кино. Италия — вот тут как раз наоборот — десяток культовых артистов и режиссёров сделали фильмы этой страны узнаваемыми во всём мире.

Далее...

Художник объектива

Художник объектива

Фотограф Ман Рэй фактически превратил фотографию в вид искусства, наполнив свои снимки чувственностью и мистикой.

Коко Шанель, Дали и Пикассо, Гертруда Стайн и Андре Бретон, Меррет Оппенгейм, Кики де Монпарнас, Эрнест Хэммингуэй и многие, многие другие имена богемы объединяет не только принадлежность к высшему кругу. Их лица были запечатлены Маном Рэем — фотографом, вложившим живую душу в свои снимки. Может, и благодаря ему лица этих знаменитостей известны огромному количеству людей. Может быть…

Далее...

Свободный авангард Уорхола

Свободный авангард Уорхола

Для каждого человека само слово «свобода» и представление об уровне этой свободы, будь то свобода собственная или свобода всей страны — сугубо личное понятие.

Для одних свобода понятие выражается в возможности самовыразиться, другим же этого мало, и они толкуют понятие о свободе как вседозволенность, порой граничащую с беспределом...

Далее...

History

Конец империи

Конец империи

История крупных мировых держав мало чем отличается друг от друга. Практически все они имеют одинаковые предпосылки для становления своего могущества, те же самые предпосылки служат и крахом империй.

Далее...

В синем море, в белой пене

В синем море, в белой пене

Многотысячелетняя история покорения человеком морей и океанов имеет под собой и не менее длинную тёмную сторону катастроф на воде.

За многие столетия, ещё задолго до того, как человек покорил небо или получил возможность быстро передвигаться по асфальтовым шоссе или железнодорожным путям, он освоил водную стихию. Что, впрочем, не удивительно — пара связанных между собой брёвен позволяли, пусть медленно, но без прочих особых приспособлений передвигаться на весьма солидные расстояния.

Далее...

Мода — от и до…

Мода — от и до…

Тема моды — неисчерпаема. О каждом периоде ее развития, о каждом костюме, о каждом модельере можно писать отдельную книгу, и тема все равно до конца раскрыта не будет.

В нашем ретроспективном материале мы попытаемся вскользь коснуться основных тенденций, произошедших за несколько тысячелетий. Но, как бы то ни было… История одежды с древнейших времен до наших дней является своего рода зеркалом, в котором отражается вся история человечества.

Далее...

Cinema

ШЕДЕВР ДОМИАНИ

ШЕДЕВР ДОМИАНИ

Есть фильмы, оставляющие свой след в сердце конкретного человека. Но есть и фильмы, оставляющие след в сердцах целого поколения.

Далее...

Пчёлка Майя и Кубок мёда

Пчёлка Майя и Кубок мёда

Премьера в России: 17 мая 2018 г.

Далее...

Series

Сирена

Сирена

Премьера в России: 29 марта 2018 г.

Далее...

Мгла

Мгла

Бессмертный Кинг — снова на экране.

Далее...

Books

Airbnb. Как три простых парня создали новую модель бизнеса

Airbnb. Как три простых парня создали новую модель бизнеса

Это книга о трех молодых людях (Брайан Чески, Джо Геббиа, Нейтан Блечарзик), которые вошли в историю бизнеса и стали вдохновляющим примером для обладателей смелых идей, создав в 2008 году компанию Airbnb — уникальную онлайн-площадку для размещения, поиска и краткосрочной аренды частного жилья по всему миру.

Далее...

Русская кухня. Лучшее за 500 лет. Книга вторая. Супы, горячие блюда из рыбы, мяса и птицы

Русская кухня. Лучшее за 500 лет. Книга вторая. Супы, горячие блюда из рыбы, мяса и птицы

Книга популярного кулинарного блогера Влада Пискунова о русской кухне: сезонной, правильной, уравновешенной по вкусу и затратам, не калорийной — кухне для каждого дня, для семьи, для разговоров, для душевной песни.

Далее...

Лучшее

Выше облаков

Выше облаков

Человек всегда стремился ввысь. А, поскольку, летать он не умел, то предпринимал попытки дотянуться до небес более прозаичным способом — посредством строительства различных сооружений.

Информация о попытках возведения высотных объектов доходит до нас из многих источников. Например, известная всем Лексингтон-авеню, попытки создания которой указываются в самой Библии, имела вполне реальную высоту — порядка 90 метров, но не была уникальна даже для того времени. В период, описываемый в Священной книге, то есть порядка 4 тысяч лет назад, в Месопотамии, где, собственно, и располагался Вавилон, строительство высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами, было довольно распространено. Их высота примерно соответствовала Вавилонской башне, и более того, некоторые из них существуют до сих пор, являясь ценнейшими памятниками истории и архитектуры.

Подробнее...

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

12 фраз, которые сделают ваш секс последним

С тем, что чуткость к партнёру во время близости первостепенна, пожалуй, не станет спорить никто.

И чуткость эта — не только в ласках и прикосновениях, но и в словах. Как часто, не аккуратно брошенная фраза может перечеркнуть даже многолетние, устоявшиеся отношения, а про те связи, которые ещё не прошли испытания временем, и говорить не стоит.

Подробнее...

Женщина-детектив

Женщина-детектив

Дама Агата Мэри Кларисса Маллоуэн, известная по фамилии мужа как Агата Кристи относится к числу самых известных в мире авторов детективной прозы.

Сейчас это кажется невероятным, но карьера в литературном жанре знаменитой на весь мир писательницы могла так и не состояться и мы не удостоились бы чести прочесть столь удивительные и интригующие произведения. Ведь первый роман Кристи, «Таинственное происшествие в Стайлз», опубликовали лишь в седьмом по счету издательстве, куда обратилась Агата — рукопись напечатали тиражом всего 2000 экземпляров, за что начинающая писательница получила 25 фунтов стерлингов гонорара.

Подробнее...

Модная Африка

Модная Африка

Современный российский путешественник, так привыкший к европейскому комфорту и сервису, порой задумывается о столкновении с совершенно иной цивилизацией.

Европа за последние четверть века порядком наскучила нашим туристам, Американский континент, не говоря уже об Австралийском, далеко, довольно однообразная Юго-Восточная Азия пройдена вдоль и поперек.

Подробнее...

© 2016–2018 O Magazine Russia. Все права защищены. 16+